ОБЩЕЦЕРКОВНЫЕ НОВОСТИ

Новости

Память Владимирской иконы

Опубликовано: 03.06.2019

3 июня, в день памяти Владимирской иконы Божией Матери и святых благоверных равноапостольных царя Константина и царицы Елены, епископ Дмитровский Феофилакт, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, наместник Андреевского ставропигиального мужского монастыря и управляющий Юго-западным викариатством города Москвы, совершил с братией монастыря Литургию в Соборном храме Воскресения Словущего. Проповедь по Запричастном стихе произнес духовник монастыря иеромонах Георгий.

Владимирская икона Пресвятой Богородицы, написанная, по преданию, апостолом и евангелистом Лукой, была принесена на Русь из Византии в начале XII века. Через Свой лик, изображенный на этой иконе, Матерь Божия неоднократно являла помощь русскому народу и защищала от нашествия иноплеменников. Празднование Владимирской иконе 3 июня было установлено в память спасения Москвы от нашествия крымского хана Махмет-Гирея в 1521 г.

Святая равноапостольная царица Елена (ок. 250—330) прославилась своей благочестивой деятельностью по распространению христианства в Римской империи, бывшей в то время языческим государством. Именно благодаря ей были проведены раскопки в Иерусалиме, в процессе которых были обретены важнейшие христианские святыни: Гроб Господень и Животворящий Крест.

Святой равноапостольный царь Константин, римский император, - сын святой царицы Елены. Будучи вначале по мировоззрению язычником, он обратился в христианство после того, как чудесно явившийся ему во сне Христос повелел начертать на щитах и знаменах войска перед решающей битвой буквы ХР, а во время самой битвы на следующий день Константин увидел на небе знамение Креста и услышал голос "Сим победиши".

Константин был первым римским императором, официально прекратившим гонения на христиан, а затем давшим христианской Церкви статус государственной религии. Впоследствии он созвал Первый Вселенский собор, осудивший ересь Ария и исповедавший Христа единосущным Отцу и Истинным Богом.

Также Константин Великий построил новую столицу Римской империи, названную в честь его имени Константинополем, на месте старинного города Византия. Константинополю был усвоен статус второй столицы, Второго Рима, и впоследствии, после разделения империи на Западную и Восточную части, Константинополь стал столицей нового государства, Византии, сохранявшей и развивавшей православную веру, в противовес латинствующему Западу. Как известно, именно из Византии Русь получила православную веру и православную церковную иерархию при святом равноапостольном Князе Владимире.

Посещение храма преподобной Евфросинии

Опубликовано: 03.06.2019

2 июня, в Шестое воскресение по Пасхе, называемое Неделя о слепом, и день памяти святителя Алексия, митрополита Московского, епископ Дмитровский Феофилакт, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, наместник Андреевского ставропигиального мужского монастыря и управляющий Юго-западным викариатством города Москвы, посетил Храм преподобной Евфросинии, великой княгини Московской, в котором совершил Божественную Литургию в сослужении духовенства храма, а затем принял участие в торжественных мероприятиях, посвященных совершившемуся празднику.

Ниже прилагается афиша праздника, а также ссылка на сайт храма, где размещен подробный репортаж о празднике.

http://www.evfrosinia.ru/index.php/news/1-2013-01-16-14-53-58/3383--l-r.html

 

 

 

 

 

 

Неделя о самаряныне

Опубликовано: 27.05.2019

26 мая, в воскресный день, который называется в церковном календаре Неделя о самаряныне, епископ Дмитровский Феофилакт, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, наместник Андреевского ставропигиального мужского монастыря и управляющий Юго-западным викариатством города Москвы, совершил с братией монастыря Литургию в Соборном храме Воскресения Словущего. Проповедь по Запричастном стихе произнес благочинный монастыря игумен Никон.

В этот воскресный день мы слышим чтение 4-й главы Евангелия от Иоанна, в котором повествуется о том, как Христос, утрудившись от пути, присел около колодца и просил дать ему пить воды у женщины Самарянки. Самарянами назывался народ, возникший от остатков иудейского народа и язычников, пришедших в Иудею во время вавилонского завоевания. Самаряне приняли Пятикнижие пророка Моисея, однако продолжали служить своим языческим богам. Именно поэтому Самарянка с удивлением отнеслась к просьбе Христа, так как "Иудеи с Самарянами не сообщаются".

Однако Христос, желая показать, что Свет истинного Богопознания воссиял теперь для всех народов, прежде "сидевших во тьме и сени смертной" (Мф. 4:16), отвечает ей: "всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную."

И затем, открыв женщине только ей известные события ее жизни, Христос дает новое учение об истинном Богопознании, когда говорит:

"поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев.

Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе.

Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине". 

Заседание коллегии по монастырям и монашеству

Опубликовано: 25.05.2019

23.05.2019

 

В Донском монастыре состоялось заседание Коллегии Синодального отдела по монастырям и монашеству

 

23 мая в Донском ставропигиальном мужском монастыре г. Москвы состоялось заседание Коллегии Синодального отдела по монастырям и монашеству (СОММ), в котором приняли участие наместники и игумении ставропигиальных монастырей Русской Православной Церкви.

В приветственном слове перед началом заседания председатель Синодального отдела архиепископ Каширский Феогност представил собравшимся новых членов Коллегии СОММ, которые согласно благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с 2019 года включены в ее состав. Новыми членами Коллегии СОММ стали: епископ Воскресенский Дионисий, наместник Новоспасского ставропигиального мужского монастыря; епископ Можайский Леонид, наместник Введенского мужского ставропигиального монастыря Оптина пустынь; епископ Бронницкий Фома, наместник Донского ставропигиального мужского монастыря; епископ Лидский и Сморгонский Порфирий, председатель Синодального отдела по делам монастырей и монашеству Белорусского экзархата; архимандрит Мелхиседек (Артюхин), настоятель Московского подворья Оптиной пустыни, пресс-секретарь СОММ; архимандрит Варлаам (Максаков), настоятель Успенского Георгиевского монастыря Уфимской епархии; игумен Исаакий (Иванов), настоятель Иоанно-Богословского мужского монастыря Рязанской епархии; игумен Петр (Мажетов), настоятель Косьминской мужской пустыни Серовской епархии; иеромонах Иоанн (Лудищев), и.о. наместника Сретенского ставропигиального мужского монастыря; игумения Неонилла (Фролова), настоятельница Никольского Шостьенского ставропигиального женского монастыря.

Затем архиепископ Феогност ознакомил участников с повесткой заседания и предложил архимандриту Стефану (Тараканову), заместителю председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятелю московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры, рассказать о направлении работы СОММ, связанном с инспекционными поездками членов Коллегии в епархиальные монастыри Русской Православной Церкви. Предваряя выступление архимандрита Стефана, председатель Отдела поблагодарил членов Коллегии за проделанную в 2018 году работу и выразил надежду, что братское молитвенное и деловое общение с монастырями, которые посетили представители Отдела, будет продолжено и епархиальные обители смогут и в дальнейшем обращаться за помощью в Синодальный отдел по монастырям и монашеству.

Архимандрит Стефан сообщил, что до конца текущего года члены Коллегии СОММ посетят 17 епархий Русской Православной Церкви. Его Высокопреподобие также напомнил членам Коллегии, что Синодальным отделом по монастырям и монашеству были созданы специальные памятки для выезжающих в монастыри с инспекционными поездками, где подробно описано, на что необходимо обращать внимание при посещении епархиальных обителей. Особого внимания, подчеркнул архимандрит Стефан, требуют внутренняя жизнь монастырей, духовная жизнь обителей и духовное образование монашествующих. Заместитель председателя СОММ попросил членов Коллегии при посещении епархий проявлять заботу о поставленных недавно игуменах и игумениях и открывшихся в епархиях новых монастырях. В завершение выступления докладчик рассказал, какие именно сведения надлежит включать в отчеты о поездках.

Заместитель председателя СОММ, настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря игумения Иулиания (Каледа) в своем выступлении поделилась с участниками заседания обобщенным опытом взаимодействия членов Коллегии Отдела с открытыми недавно монастырями и новоназначенными игуменами/игумениями епархиальных монастырей, напомнив, что главной задачей СОММ является оказание помощи обителям. За период с мая 2018 года по май 2019 года в Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации было открыто пять новых монастырей в Ставропольской, Петрозаводской, Уфимской и Оренбургской епархиях. За этот же период стажировку в ставропигиальных и благоустроенных епархиальных обителях прошли 19 вновь назначенных игуменов и игумений. Важно, чтобы монастыри не чувствовали себя изолированно, чтобы игумены и игумении не боялись говорить о трудностях, с которыми им приходится сталкиваться. Матушка Иулиания также отметила, что неформальное братское или сестринское отношение является определяющим в развитии взаимодействия между монастырями. По мнению заместителя председателя СОММ, у многих членов Коллегии сложились именно такие отношения с теми монастырями, куда были предприняты инспекционные поездки.

Настоятельница Зачатьевской обители поделилась воспоминаниями, как в начале своего игуменского служения она получила большую пользу от присутствия при обсуждении трудных вопросов монастырской жизни опытными игумениями. Игумения Иулиания также отметила, какое значение для формирования правильного руководства обителью имеют монашеские встречи и конференции. Матушка высказала пожелание игуменам и игумениям принимать участие в проводимых Отделом встречах, а при отсутствии такой возможности — знакомиться с материалами конференций. Доклады и сообщения духовно опытных игуменов, Преосвященных архиереев могут восполнить недостаток живого общения. Отделом изданы и размещены на сайте «Монастырский вестник» материалы всех конференций. Также доступны печатные версии докладов.

Наместник Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря игумен Петр (Еремеев) выступил перед участниками заседания с сообщением об организации системы базового богословского образования монашествующих. Игумен Петр напомнил, что начавшийся в 2018 году процесс апробации стандарта базового богословского образования позволил получить церковную аккредитацию курсов базовой подготовки в области богословия для монашествующих Русской Православной Церкви двенадцати соискателям. В 2019 году запланировано открытие курсов в семи митрополиях.

Доклад пресс-секретаря Синодального отдела по монастырям и монашеству архимандрита Мелхиседека (Артюхина) зачитала главный редактор сайта «Монастырский вестник» Е.П. Орлова. Среди основных направлений информационной деятельности СОММ в докладе были выделены следующие: наполнение портала СОММ новостными и публицистическими материалами о событиях монастырской жизни; формирование базы данных (в настоящее время — епархиальных монастырей Русской Православной Церкви), издательская деятельность и работа монастырей в социальных сетях. Как было отмечено в докладе, на текущий момент в базе данных портала СОММ созданы страницы 428 монастырей 100 епархий. Однако не все монастыри предоставили о себе данные для наполнения базы, в связи с чем информацию об обителях специалистам Отдела приходится находить в открытых источниках, в том числе на сайтах монастырей. Редакторы Информационной службы СОММ обращаются с просьбой к ответственным за информационную работу в монастырях: регулярно обновлять свои страницы, проверять, не устарели ли сведения о наместниках, актуальны ли расписания богослужений и проч.

От лица пресс-секретаря Отдела Е.П. Орлова поблагодарила руководителей монастырей, которые предоставили анкетные данные о себе для базы данных, а также тех, кто регулярно присылает новости и анонсы предстоящих событий монастырской жизни, и ответственных за работу в социальных сетях. Сегодня число подписчиков на монастырские страницы в соцсетях растет быстрее, чем число посетителей сайтов обителей. Учитывая эту тенденцию, специалисты Информационной службы рекомендуют перенимать положительный опыт у монастырей, чьи страницы пользуются популярностью в сети, приобретенной благодаря качественному контенту и квалифицированной модерации комментариев. Среди положительных примеров были названы страницы «ВКонтакте» Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря, Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь, Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря, страницы в сети «Фейсбук» Свято-Троицкой Сергиевой лавры и епископа Троицкого Панкратия, наместника Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря.

В заключительной части выступления, посвященного информационной работе Синодального отдела по монастырям и монашеству, главный редактор сайта «Монастырский вестник» напомнила участникам заседания о необходимости отражения в информационном пространстве многообразной просветительской, образовательной, социальной, научной и иной деятельности, которую ведут монастыри Русской Православной Церкви. Именно такого рода информация, по мнению специалистов Информационной службы СОММ, способна стать противоядием от антицерковных настроений современного секулярного общества. 

С.А. Анохина, помощник председателя СОММ по вопросам реставрации, выступила с предложением организовать краткосрочные курсы с программой, охватывающей общие вопросы сохранения, музеефикации объектов культурного наследия, в которых располагаются монастыри, а также юридические аспекты взаимодействия с госорганами охраны культурного наследия.

Синодальный отдел по монастырям и монашеству уделяет большое внимание повышению квалификации представителей ставропигиальных монастырей, отвечающих за организацию сохранения объектов культурного наследия в монастырских комплексах. Представители монастырей участвуют в симпозиумах, конференциях и других научных мероприятиях, позволяющих получать значительный объем информации по этому направлению, большинство из них имеют специальное образование. Так, например, в Свято-Троицкой Сергиевой лавре вопросами реставрации памятников занимается архитектор высшей категории, федеральный эксперт Минкультуры РФ С.В. Демидов, в Даниловом монастыре — архитектор высшей категории, федеральный эксперт Минкультуры РФ Е.А. Воронцова, в Соловецком монастыре — архитекторы М.В. Пирогов, Н.В. Соколова, в Зачатьевском монастыре — инженер И.Г. Сопов.

С.А. Анохиной были предложены направления и темы, по которым могли бы обучаться представители монастырских комплексов, отвечающие за реставрацию объектов культурного наследия обителей. Среди них — музейное направление, архитектурная и инженерная реставрация, реставрация икон и настенной живописи, юридические аспекты передачи религиозным организациям объектов культурного наследия и музейных ценностей.

Продолжая тему информационной деятельности монастырей, опытом ведения личной страницы в сети «Фейсбук» поделился епископ Троицкий Панкратий, наместник Валаамской Спасо-Преображенской обители. Среди особенностей работы в социальных сетях епископ Панкратий выделил необходимость личного участия человека, который ведет свою страницу. Социальные сети являются средой для общения молодежи. Молодых людей чаще можно встретить среди подписчиков монастырских страниц, чем среди посетителей официальных сайтов обителей. Имея потребность в общении, молодежь стремится находить единомышленников, объединяться в группы по интересам, участвовать в обсуждении актуальных тем. Православных людей интересует внутренняя жизнь монастырей. Вокруг монастырских страниц часто формируется своего рода виртуальная община, которая по численности может превышать общину прихожан обители. У этих людей есть запрос на живое общение: их мало интересует официоз, они хотят, чтобы с ними искренне говорили о проблемах, честно отвечали на их вопросы. Однако, считает владыка, посты на своей странице надо уметь прочитывать не только глазами друзей. Война против Церкви и человека ведется в том числе и в пространстве социальных сетей. В этой связи епископ Панкратий отметил необходимость квалифицированного подхода к информационной работе в монастырях. 

На Коллегии в очередной раз был поднят не утрачивающий актуальности вопрос об использовании в монастырях современных средств связи. Игумения Иулиания (Каледа) поделилась своим опытом организации послушаний, требующих работы с мобильным телефоном и компьютерами. Телефоном имеют право пользоваться только игумен/игумения и старшие братия/сестры. Компьютер с выходом в интернет также используется только по послушанию ограниченным кругом лиц. По возможности насельники монастыря освобождаются от подобных послушаний, и они передаются мирским сотрудникам и помощникам из числа прихожан.

О том, как в монастырях решаются вопросы выхода насельников монастырей за стены обители, поделились с участниками заседания епископ Воскресенский Дионисий, наместник Новоспасского ставропигиального мужского монастыря, и игумения Елисавета (Позднякова), настоятельница ставропигиального женского монастыря Марфо-Мариинская обитель милосердия. Епископ Дионисий отметил, что помочь братии в вопросе удаления от мира в наши дни невозможно, увеличивая высоту стен и бдительность привратников. На духовном Соборе братия Новоспасской обители приняла решение составить свод внутренних правил для насельников обители, главу из которых, посвященную вопросу выхода насельников монастыря за стены обители, епископ Дионисий предложил обсудить участникам заседания. Владыка предупредил, что кому-то эти правила могут показаться очень суровыми, однако их смысл заключается не в организации внешнего порядка, а лишь в том, чтобы братия учились жить по благословению. Ограничение использования мобильных устройств, по мнению наместника Новоспасского монастыря, напрямую связано с исполнением обетов удаления от мира.

Игумения Елисавета (Позднякова) рассказала, что поскольку Марфо-Мариинская обитель милосердия занимается социальной деятельностью, то в монастыре многими вопросами занимаются сотрудники обители, что сильно снижает необходимость выхода сестер за ее пределы. Монастырь активно пользуется службой доставки нужных для жизни сестер вещей. Закупки совершаются, как правило, централизованно. На время отдыха сестры выезжают на монастырское подворье или, что бывает крайне редко, ездят в паломнические поездки к святыням. Лечение насельницы монастыря проходят в больнице святителя Алексия или у специалистов, которых рекомендуют ее врачи. По мнению матушки Елисаветы, выход сестер из обители, в том числе и связанный с лечением и отдыхом, должен осуществляться только по благословению игумении монастыря.

Выступления епископа Можайского Леонида, наместника Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь, и игумении Викторины (Перминовой), настоятельницы Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря, были посвящены значению богослужения в жизни обители, в том числе контролю за посещением монашествующими служб суточного круга. Владыка Леонид напомнил: из летописей Оптиной пустыни известно, что в XIX веке посещение богослужений для насельников было обязательным. Нынче это правило относится, прежде всего, к полунощнице, и в целом наместник и благочинный обители не оставляют без внимания то, насколько регулярно братия бывает на службах.

Матушка Викторина рассказала, как постепенно она и сестры шли к пониманию того, что богослужение является центром монашеского бытия, как с течением времени удалось осуществить в монастыре совершение полного суточного круга богослужений. Благословение и направление на этот путь были получены непосредственно от приснопоминаемого Святейшего Патриарха Алексия II, по словам игумении Викторины, «очень четко сказавшего о первостепенности богослужения и молитвы в жизни монаха и необходимости возрождать молитвенное делание». Желание быть на богослужении все остальное ставит на свои места, сказала матушка: «Господь помогает сделать необходимое и все успеть». Именно любовь иноков к богослужению и сам единый богослужебный ритм определяют правильное устроение обители.

Подводя итоги заседания, архиепископ Феогност от лица монашествующих выразил благодарность Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу за организацию работы Синодального отдела по монастырям и монашеству и предоставленную возможность делиться опытом и учиться друг у друга монашеской жизни.

Синодальный отдел по монастырям и монашеству/Патриархия.ru

ТОРЖЕСТВЕННЫЙ ПРИЕМ ПО СЛУЧАЮ ДНЯ АНГЕЛА СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА КИРИЛЛА

Опубликовано: 25.05.2019

В Храме Христа Спасителя состоялся прием по случаю тезоименитства Святейшего Патриарха Кирилла

В Храме Христа Спасителя состоялся прием по случаю тезоименитства Святейшего Патриарха Кирилла
24 мая 2019 г. 21:38

24 мая 2019 года, после концерта на Красной площади, в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве состоялся прием по случаю Дня славянской письменности и культуры и тезоименитства Предстоятеля Русской Православной Церкви. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл разделил трапезу с участниками торжеств.

С приветственными речами на приеме выступили полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе И.О. Щеголев; председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по международным делам Л.Э. Слуцкий; митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий; Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Заславский Павел; митрополит Нью-Йоркский и всей Северной Америки Иосиф, глава Антиохийской архиепископии в Северной Америке; представитель Патриарха Антиохийского и всего Востока при Патриархе Московском и всея Руси митрополит Филиппопольский Нифон; митрополит Тамасосский и Оринийский Исайя (Кипрская Православная Церковь).

В ответном слове Святейший Патриарх Кирилл поблагодарил всех собравшихся за поздравления, молитвы и слова поддержки:

«В завершение нашей праздничной трапезы я бы хотел вас всех искренне поблагодарить за ваше доброе отношение, которое проявляется не только в протокольных мероприятиях, но которое я ощущаю и в будни. Если бы не было этой поддержки — тихой, спокойной, но такой убедительной, — то Патриарху, конечно, было бы очень одиноко и грустно. Но когда понимаешь, что вместе с тобой епископат, духовенство, значительная часть интеллигенции, люди, вовлеченные в нашу политическую жизнь, то понимаешь, что Русская Православная Церковь, пройдя тяжелый, тернистый, можно сказать, кровавый путь, сегодня занимает совершенно особое место в жизни нашего народа.

Имею в виду не только Российскую Федерацию, но и Украину, и Беларусь. Какое неслыханное испытание на верность каноническому Православию претерпела наша Украинская Православная Церковь! Казалось, все силы ада были подняты для того, чтобы оторвать Украину от Московского Патриархата, скомпрометировать нашу Церковь, поддержать раскольников и всех тех, кто на протяжении истории бросал вызов единству Православия. А ведь ничего не получилось. Ни сила государственной власти, ни сила пропаганды не сработала. Впустую израсходовали миллионы долларов, впустую израсходовали время — все обернулось в прах и пепел. И ведь это неслучайно, потому что в ответ на молитву нашего благочестивого народа, епископата, духовенства, в ответ на нашу духовную сплоченность Господь посылает нам Свою помощь, для того чтобы пройти сквозь непростые обстоятельства современной жизни.

Празднуя 50-летие своего служения, я, конечно, вспоминаю минувшие десятилетия. Каждое из них окрашено в определенные тона и краски; каждое несло в себе и огромный положительный заряд, и вместе с тем было отмечено скорбями. Так, наверное, и должно быть: пока продолжает свой исторический путь род человеческий, пока мы не достигли Царствия Небесного, в нашей жизни присутствуют и добро, и зло, и радости, и скорби. Но за все мы благодарим Бога, видим Его руку, сознаем, что без Его силы наша человеческая сила превращается в прах и пепел.

Очень важно сознавать: даже если кто-то не верит в Бога, но делает добрые дела, то и такому человеку Бог споспешествует. Таким образом добро в жизни человечества превалирует над злом. А если в какой-то момент зло начнет побеждать добро, то это будет означать конец истории, потому что зло нежизнеспособно. Зло никогда не останавливается на достигнутом рубеже, зло всегда распространяется, а тотальная победа зла — это и есть смерть, небытие.

Если все остальные институции заботятся о дне сегодняшнем, то Церковь заботится о будущем, Церковь устремлена своим взором в эсхатологию, она прозревает то, что не дано прозреть людям, укорененным в сегодняшнем дне и с сегодняшним днем связывающих свое целеполагание. Церковь Божия обладает пророческой силой, но это служение пророческое, служение Божией правде совершается через нас, людей грешных, недостойных, слабых. И здесь перед нами стоит огромная задачи — пред нами как Церковью, перед епископатом, перед духовенством — быть достойными того служения, к которому нас призвал Господь.

Очень надеюсь, что жизнь нашей Церкви будет совершенствоваться и укрепляться. Будут развиваться церковные организации, столь необходимые для осуществления свидетельства в современном мире. Надеюсь, что будет увеличиваться число храмов, которых до сих пор недостаточно на просторах Святой Руси. Будет развиваться работа среди молодежи, как и работа социальная, миссионерская, образовательная, как и все то, без чего сегодня Церковь не может осуществлять свое служение.

За всем за этим стоят, в первую очередь, архиереи Русской Православной Церкви. Каждый из них на своем месте, где он поставлен Промыслом Божиим, несет ответственность за развитие церковной жизни. За это несут ответственность священнослужители и, конечно, наши миряне, которые сегодня играют все более и более важную роль в церковной жизни, — все верующие люди, хранители Православия, которые трудятся во славу Божию, во имя будущего нашего Отечества».

С праздником Святейшего Владыку также поздравили: руководитель фракции КПРФ в Государственной Думе ФС РФ Г.А. Зюганов; председатель Московской городской Думы А.В. Шапошников; депутат Государственной Думы ФС РФ, советник мэра г. Москвы, советник Патриарха Московского и всея Руси по вопросам строительства В.И. Ресин; политики, общественные деятели, иерархи и духовенство.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Фотоальбомы

Поздравления по случаю тезоименитства Святейшего Патриарха Кирилла

http://www.patriarchia.ru/db/text/5440313.html

ДЕНЬ АНГЕЛА СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА КИРИЛЛА

Опубликовано: 25.05.2019

В день памяти святых равноапостольных Мефодия и Кирилла Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Храме Христа Спасителя

В день памяти святых равноапостольных Мефодия и Кирилла Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Храме Христа Спасителя
24 мая 2019 г. 16:04

24 мая 2019 года, в день памяти святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. В этот день также отмечается День славянской письменности и культуры и тезоименитство Святейшего Патриарха Кирилла.

Его Святейшеству сослужили: постоянные члены Священного Синода Русской Православной Церкви — митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Патриарший наместник Московской епархии; митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофиймитрополит Минский и Заславский Павел, Патриарший экзарх всея Беларуси; митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; митрополит Тверской и Кашинский Савва, управляющий делами Московской Патриархии; а также митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви; митрополит Воронежский и Лискинский Сергиймитрополит Омский и Таврический Владимирмитрополит Тульский и Ефремовский Алексиймитрополит Антоний (Черемисов)митрополит Истринский Арсений, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; митрополит Курский и Рыльский Германмитрополит Липецкий и Задонский Никонмитрополит Иваново-Вознесенский и Вичугский Иосифмитрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий, председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизациимитрополит Казанский и Татарстанский Феофанмитрополит Нижегородский и Арзамасский Георгиймитрополит Рязанский и Михайловский Маркмитрополит Бориспольский и Броварской Антоний, управляющий делами Украинской Православной Церквимитрополит Сингапурский и Юго-Восточно-Азиатский Сергиймитрополит Кировоградский и Новомиргородский Иоасафмитрополит Орловский и Болховский Тихонмитрополит Саранский и Мордовский Зиновиймитрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павелмитрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий, председатель Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата; митрополит Владивостокский и Приморский Владимирмитрополит Смоленский и Дорогобужский Исидормитрополит Костромской и Нерехтский Ферапонтмитрополит Мурманский и Мончегорский Митрофанмитрополит Псковский и Порховский Тихон, председатель Патриаршего совета по культуремитрополит Волгоградский и Камышинский Феодор; собор иерархов Русской Православной Церкви.

В богослужении участвовали архиереи и духовенство Поместных Православных Церквей: митрополит Киринский Афанасий, представитель Патриарха Александрийского и всея Африки при Патриархе Московском и всея Руси; митрополит Нью-Йоркский и всей Северной Америки Иосиф, глава Антиохийской архиепископии в Северной Америке; митрополит Филиппопольский Нифон, представитель Патриарха Антиохийского и всего Востока при Патриархе Московском и всея Руси; епископ Моравичский Антоний, представитель Патриарха Сербского при Патриархе Московском и всея Руси; митрополит Тамасосский и Оринийский Исайя (Кипрская Православная Церковь); архимандрит Феоктист (Димитров), представитель Патриарха Болгарского при Патриархе Московском и всея Руси; архимандрит Серафим (Шемятовский), представитель Православной Церкви Чешских земель и Словакии; протоиерей Михаил Дудич (Польская Православная Церковь); протоиерей Даниил Андреюк, представитель Православной Церкви в Америке; протоиерей Кахабер Гоготишвили (Грузинская Православная Церковь), клирик храма св. вмч. Георгия Победоносца в Малых Грузинах г. Москвы; протоиерей Томас Зейн (Антиохийская Православная Церковь); священник Николай Белчер (Антиохийская Православная Церковь).

Также Святейшему Владыке сослужили: протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь Храма Христа Спасителя; протоиерей Николай Балашов, заместитель председателя ОВЦС МП; архимандрит Александр (Елисов), начальник Русской духовной миссии в Иерусалимепротоиерей Максим Козлов, председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви; протоиерей Михаил Егоров, секретарь Московского областного епархиального управления; протоиерей Владимир Воробьев, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университетапротоиерей Александр Агейкин, настоятель Богоявленского кафедрального собора г. Москвы; наместники ставропигиальных монастырей и столичное духовенство.

В алтаре молились член Священного Синода Иерусалимской Православной Церкви архиепископ Кириакопольский Христофор и представитель Патриарха Иерусалимского при Патриархе Московском и всея Руси архимандрит Стефан (Диспиракис).

За Литургией молились члены делегации Антиохийской архиепископии в Северной Америке. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архиепископ Нью-Йоркский, митрополит всей Северной Америки Иосиф с большой группой паломников посещает Русскую Православную Церковь, чтобы поклониться святыням Москвы и Санкт-Петербурга.

В храме присутствовал полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе И.О. Щеголев. Праздничное богослужение также посетила делегация Королевства Таиланд.

Богослужебные песнопения исполнил Патриарший хор Храма Христа Спасителя (регент И.Б. Толкачев).

На телеканалах «Союз» и «Спас» шла прямая трансляция Патриаршего богослужения.

На сугубой ектении были возглашены прошения о единстве Православной Церкви и сохранении Церкви от разделений и расколов и особые прошения о тезоименитом Святейшем Патриархе Кирилле. Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий прочитал благодарственную молитву.

Предстоятель Русской Православной Церкви совершил молитву о мире на Украине.

Проповедь перед причастием произнес ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий.

Святейший Патриарх Кирилл совершил славление и молитву святым Кириллу и Мефодию.

Затем митрополит Крутицкий Ювеналий огласил поздравительный адрес Священного Синода Русской Православной Церкви:

«Ваше Святейшество, Святейший Владыка и милостивый отец!

Христос Воскресе! Этими жизнеутверждающими словами Пасхального благовестия позвольте сердечно приветствовать Вас от всей Полноты многомиллионной Русской Православной Церкви и поздравить с тезоименитством. В сей торжественный день, посвященный прославлению равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей Словенских, все мы — архипастыри, пастыри, монашествующие и миряне — возносим горячие молитвы ко Господу о даровании Вам неоскудевающих сил, благодатной помощи свыше и преуспеяния в дальнейших Первосвятительских трудах, с ревностью совершаемых Вами на пользу Святой Церкви.

Нынешний год ознаменован 50-летием Вашего монашеского пострига и священнослужения, 50-летием исполнения Вами самых разнообразных послушаний, 50-летием пламенного и вдохновенного свидетельства о Христе распятом и воскресшем. Этот торжественный подвиг увенчан десятью годами особо ответственного и многотрудного Патриаршего служения. Все мы благодарим Господа за то, что Он возвел на высшую степень иерархического служения Вас, мужа крепкого, мудрого и щедро одаренного различными талантами. Десять лет неся нелегкий Патриарший крест и утверждая Православие на всем каноническом пространстве Московского Патриархата, Вы достойно продолжаете служение Ваших славных предшественников — святителей Киевских и Московских. Памятуя наставление своего духовного отца митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима, который при совершении монашеского пострига нарек Вас в честь святого равноапостольного Кирилла, ревностного миссионера и просветителя, Вы подобно ему изо дня в день трудитесь с полной отдачей сил, способностей и дарований, с осознанием великой ответственности за каждое слово, за каждое принимаемое Вами решение. Мы радуемся тому, что видим перед собой вдохновляющий пример Вашего неустанного и плодотворного делания, жизни, которая всецело посвящена Господу и Его Церкви.

Пусть Божественная благодать неизменно споспешествует Вам в дальнейшем Патриаршем служении, в утверждении вечных евангельских истин, в твердом стоянии за нашу Святую Церковь, вверенную Вашему попечению. Предстательством Пречистой Девы, молитвами святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, учителей Словенских, да хранит Вас Всемогущий Бог в добром здравии на многая лета».

Патриарший наместник Московской епархии вручил Его Святейшеству список иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и букет роз.

Полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе И.О. Щеголев от имени Президента Российской Федерации В.В. Путина поздравил участников богослужения с церковно-государственным праздником ― Днем славянской письменности и культуры, а также с днем тезоименитства Предстоятеля Русской Церкви.

Святейший Патриарх обратился к собравшимся в храме с Первосвятительским словом.

Далее Святейший Владыка вручил церковные награды:

По окончании богослужения Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил концерт «Мир, в котором я живу» на Красной площади, посвященный Дню славянской письменности и культуры. 

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Память святителя Николая Чудотворца

Опубликовано: 23.05.2019

22 мая 2019 года, Богослужение в праздник перенесения мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар, день Преполовения Пятидесятницы.



22 мая 2019 года, в праздник перенесения мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар, день Преполовения Пятидесятницы в Кафедральном Соборном Храме Христа Спасителя была отслужена Божественная литургия, которую возглавил Феофилакт, епископ Дмитровский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.

Владыке Феофилакту сослужили: протоиерей Михаил Рязанцев, Ключарь Храма Христа Спасителя; протоиереи: Георгий Мартынов, Андрей Марущак; иереи: Иоанн Нефёдов, Сергий Куксов, Димитрий Кельманов; протодиаконы: Николай Филатов, Дионисий Пряхин.

За Литургией пел Патриарший хор Храма Христа Спасителя.

Проповедь перед причастием произнес иерей Иоанн Нефёдов.

После Богослужения Владыка Феофилакт поздравил собравшихся в храме богомольцев с праздником.

После образ Святителя Николая был перенесен обратно в Преображенскую церковь Храма Христа Спасителя, где к нему смогли приложиться все желающие

Преполовение Пятидесятницы, так же Преполовение Господне или Преполовение — малый господский праздник, отмечаемый через 25 дней после Светлого Воскресения. Отмечается всеми Православными, а также Восточнокатолическими церквями византийского обряда.

Наименование праздника Церковь заимствовала из Евангелия, благовествующего об Иисусе Христе, что Он, во дни Своей земной жизни, в третий год Своей Евангельской проповеди, в преполовение Ветхозаветного праздника Кущей, вошел в церковь и учил.

Праздник Кущей был одним из трех великих всенародных еврейских праздников, в память пребывания евреев в кущах (шалашах) во время странствованиях их по пустыне, и особенно в память показанной Богом Моисею на горе кущи, по образу которой Моисей поставил скинию. Праздник продолжался восемь дней, из которых первый и последний были особенно святы. Обрядом восьмого дня, состоявшим в связи с христианским праздником преполовения, был обряд торжественного возлияния воды.

В преполовение праздника Кущей Господь вошел в храм Иерусалимский и учил. Иудеи, слыша учение, произносимое Господом в праздник, «дивились, говоря: как Он знает Писания, не учившись?» От Божественного учения Господа преполовение стало праздником для Церкви Христовой.

Преполовение Святой Пятидесятницы — один их древнейших христианских праздников. Отмечая, что ни в Апостольских правилах (правило №37), ни в деяниях Антиохийского собора (правило №20) праздник Преполовения ещё не упоминается, С. В. Булгаков относит его установление ко временам Иоанна Златоуста (конец IV века) Наиболее раннее на сегодня упоминание о нём в богослужебной литературе зафиксировано в грузинском переводе иерусалимского Лекционария VII–VIII веков.

Гимнографические же произведения, посвящённые Преполовению, датируются начиная с V века (Анатолий Константинопольский). Впоследствии песнопения к этому празднику пишут Андрей Критский (VII век), Иоанн Дамаскин (VIII век) и Феофан Исповедник (IX век) — их произведения используются в богослужении и по сей день. Православная энциклопедия упоминает в списке гимнографов Преполовения Иоанна Дамаскина и Козьму Маюмского (Иерусалимского).

Вплоть до занятия Константинополя турками в 1453 году праздник Преполовения был одним из праздников Собора святой Софии — бывшего патриаршего православного собора Царьграда, некогда самого большого христианского храма в мире.

Преполовение празднуется 8 дней, начиная от 4-й среды Пасхи и заканчивая средой 5-й седмицы. Богослужение пятого пасхального воскресенья (неделя о самаряныне) совмещается с службой попразднества Преполовения. Предпразднства этот праздник не имеет.

Стоя между днём Пасхи и днём Сошествия Святого Духа, праздник Преполовения служит связью между этими двумя великими христианскими торжествами. Продолжая чествовать Пасху, в Преполовение Церковь напоминает и о приближении дней Сошествия Святого Духа и Вознесения Господня:

В ознаменование «благодати Святого Духа, которую Спаситель уподобил воде, подающей жизнь жаждущим спасения», Православная церковь установила в этот день традицию крестного хода на водные источники, для малого освящения воды. Молясь в день Преполовения «о напоении всех жаждущих спасения водами благочестия», церковь совершает водосвятие — освящение воды на реках, озерах, в колодцах. В дореволюционной России жители деревень шли на поля, засеянные хлебом, где священник окроплял нивы освящённой водой, а крестьяне молились о ниспослании обильного урожая.